НОВОСТИ 

Вышла новая "настольная книга руководителя"

Издательство "Олимп-Бизнес" выпустило вторую книгу Роберта Каплана и Дэвида Нортона - "Организация, ориентированная на стратегию". В ней рассказывается об успехах компаний, которые внедрили и используют современный инструмент управления - сбалансированную систему показателей.

Авторы - известные специалисты в области стратегического управления. Предыдущая их работа - "Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию" - фактически стала настольной книгой руководителей, стремящихся повысить эффективность управления компанией.

Книга "Организация, ориентированная на стратегию" издана при непосредственном участии компании МАГ КОНСАЛТИНГ. Более подробную информацию о публикации можно найти на сайте: http://www.scorecard.ru.

Внедрение систем показателей в госсекторе

16 февраля в Высшей школе экономики состоялся Круглый стол на тему "Внедрение сбалансированной системы показателей (ССП) в государственном управлении - международный опыт и российская специфика". Участники детально рассмотрели международный опыт внедрения (ССП) в государственном секторе (США, Дания, Великобритания), обсудили российскую специфику подобной работы и поделились опытом внедрения ССП в бизнесе.

В ходе мероприятия Церен Церенов, руководитель департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития, заверил собравшихся, что министерство активно работает с экспертным сообществом и готовится применить "современные методы управления бизнесом в государственном секторе". Микаэл Горский, управляющий партнер компании МАГ КОНСАЛТИНГ, отметил, что в основе такой системы должны лежать стратегические цели государства, достижение которых оценивается с помощью конкретных показателей на отдельный период. Так как цели и наборы показателей, неизбежно должны меняться, необходимо ввести регулярную отчетность и инструменты управления отклонениями.

Участники заседания пришли к выводу, что сбалансированная система показателей, созданная как инструмент управления бизнесом, может быть использована и для улучшения системы управления государственными структурами.


Урок "лавирования" в море стратегического управления

22 января руководители российских компаний, работающих в сфере торговли, промышленности, финансов и т. д., собрались в Учебном центре компании МАГ КОНСАЛТИНГ, чтобы рассмотреть вопросы, связанные с внедрением сбалансированной системы показателей (ССП).

В первой части мероприятия слушатели познакомились с историей создания, задачами и этапами разработки ССП - современной управленческой технологии, позволяющей связать стратегию компании с ежедневными действиями каждого сотрудника. Затем Андрей Гершун, управляющий партнер МАГ КОНСАЛТИНГ, представил участникам практические аспекты внедрения ССП на российских предприятиях. Оживленная дискуссия развернулась вокруг проблемы возможного сопротивления сотрудников компании попыткам руководства реорганизовать систему управления.

ПУБЛИКАЦИИ 

Ключевые факторы бизнеса

В 3 номере Финансовой газеты (Региональный выпуск) опубликована статья Николая Головченко "Рационализация инструментов системы управленческого учета, анализа и принятия решений".

Регулярное ведение бизнеса поддерживается системой управленческих решений. Для принятия обоснованных решений необходим анализ ключевых факторов бизнеса…

Управленческий учет для бухгалтеров

В журнале "Московский бухгалтер" публикуется цикл статей Игоря Аверчева, старшего менеджера МАГ КОНСАЛТИНГ, посвященный управленческому учету.

Исторически так сложилось, что российский бухгалтерский учет ориентирован на интересы одного-единственного пользователя - Государства - в лице налоговых органов, органов статистики, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и т.д. В рамках такой учетной деятельности эффективно решать задачи управления инвестициями или кредитами довольно трудно…

Конец оптократии

В 48 выпуске журнала "Деньги" опубликована статья Павла Иванова, руководителя направления компании МАГ КОНСАЛТИНГ, "Конец оптократии". В материале анализируется современное состояние российской оптовой торговли.

Все мы помним бесчисленные ларьки, палатки и киоски, заполонившие страну от Калининграда до Камчатки. Товар в эти бесчисленные точки поставлялся столь же бесчисленным племенем оптовых торговцев... Оптовики росли, богатели, захватывали новые территории, осваивали другие рынки, становились дилерами, дистрибуторами, реселлерами, поглощали конкурентов, переживали трудные кризисные времена. Одно время казалось, что территории и рынки, завоеванные непосильным трудом, - это навсегда, что бизнес налажен, и все работает как часы. Однако к 2001 году стало ясно, что оптовый бизнес под угрозой. Он начал стремительно хиреть, недавние гранды исчезли с горизонтов, их громкие названия потускнели…

Ознакомиться со статьями можно на сайте МАГ КОНСАЛТИНГ: http://www.mag-consulting.ru.

УСПЕХИ 

Средство исполнения желаний

"Представьте себя в кабине современного реактивного самолета, в которой на приборной доске один-единственный датчик. Захотите ли вы отправиться на таком самолете в полет?.." С этого простого, почти риторического, вопроса начинается известная книга Д.Нортона и Р.Каплана "Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию" (М., Олимп-Бизнес, 2003). Ответив на него, руководитель фактически дает ответ, нужна ли его компании сбалансированная система показателей (ССП) - инструмент управления, который позволяет видеть "все необходимые датчики, обеспечивающие разнообразными показателями о состоянии "окружающей среды" и "ходе выполнения полета".

Интересно, что в России первопроходцами в области ССП стали не только крупные, но и средние компании. В 2003 году компания МАГ КОНСАЛТИНГ помогла в успешном внедрении системы показателей универсальному системному интегратору - компании Computer Mechanics. Computer Mechanics работает на российском компьютерном рынке с 1992 года, реализуя "под ключ" технически сложные проекты в области компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Проект стартовал в марте 2003 года. В качестве первого шага консультанты провели ознакомительный семинар по теории и практике построения сбалансированных систем показателей. В процессе деловой игры, состоявшейся в рамках семинара, участниками были сформулированы цели акционеров и руководства компании в этом проекте:

1. Создание такой системы взаимодействия и отчетности, которая не требует участия акционеров в оперативном управлении, но делает бизнес компании прозрачным и подконтрольным для них;
2. Преобразование "стратегического видения" компании в план конкретных действий ее менеджеров;
3. Построение системы показателей, позволяющей объективно оценивать как результат деятельности компании, так и ее перспективы.

Первый, черновой, вариант стратегической карты с набором показателей появился в конце мая, окончательный - в июле 2003 года. Во время утверждения и согласования перечня показателей акционеры, топ-менеджеры компании, руководители отделов и направлений смогли убедиться в том, что представленный список действительно отражает сбалансированный подход к управлению Computer Mechanics и ничего важного не упущено.

Следующим шагом стало детальное описание показателей и соответствующих процедур. Весь бизнес и стратегия Computer Mechanics были структурированы в 13 групп индикаторов. Каждая из групп подверглась детальному анализу, для каждого показателя были разработаны процедуры сбора информации и назначены менеджеры, ответственные за исполнение этих процедур.

В результате система создана, но объявлять ее окончательной представители компании-заказчика считают преждевременным.

Андрей Гусев, председатель Совета директоров Computer Mechanics, отмечает: "Я с маниакальной последовательностью повторяю всем и каждому, что показатели могут измениться. В ходе реальной деятельности мы поймем, от чего следует отказаться, а что необходимо детализировать. Конечно, чем меньшее число показателей объективно отражает жизнь фирмы, тем лучше. Но пока мы просто не знаем, какая степень детализации оптимальна, какие из показателей приживутся и станут ключевыми".

Главным достижением проекта Андрей Гусев считает вовлеченность персонала в обсуждение реализации стратегических планов: "Работая с показателями, люди понимают, куда хочет двигаться компания, какие элементы бизнеса требуют повышенного внимания. В ходе проекта была создана система постоянного информирования персонала о стратегических задачах, конструктивный "климат перемен"".

По словам председателя Совета директоров, уже заметны сдвиги в отношениях между сотрудниками и дирекцией. Сам факт положительного влияния управленческих решений на показатели является важным свидетельством правильности этих решений.

Андрей Гершун, управляющий партнер МАГ КОНСАЛТИНГ, добавляет: "Внедрение сбалансированной системы показателей не может просто взять и закончиться в определенный день. Это стратегический процесс, который идет постоянно, как ведение учета или бюджетирование. Стратегия и показатели корректируются в соответствии с изменениями в окружающем мире. Средним компаниям стоит анализировать эффективность показателей раз в полгода, крупным - раз в год".

< ?одной помощью с или вслепую самолетом управлять пытающегося пилота, роли избежать руководителю помогает показателей системы сбалансированной Использование самолетом?. реактивным управлению сродни конкуренцией жесткой условиях в организацией сложной современной ?руководство Р.Каплан, и Д.Нортон показателей? система ?Сбалансированная книге своей заметили образно>

М.Правдина

 

на предыдущую страницу на стартовую страницу Адрес: 113114, Москва, Шлюзовая наб., д. 6, стр.4    Тел: (095) 232-3624    E-mail: [email protected]    Web: www.mag-consulting.ru на следующую страницу