Навигация по сайту

2.5.2. Критические факторы успеха

Критические факторы успеха — это те мероприятия по реализации стратегии, конкурентные возможности, результаты деятельности, которые каждая компания должна обеспечивать (или стремиться к этому), чтобы быть конкурентоспособной4.

Критические факторы — это те движущие силы, которым фирма должна уделять особое внимание, так как они определяют успех (или провал) компании на рынке, ее конкурентные возможности, непосредственно влияющие на ее прибыльность.

Определение критических факторов успеха компании с учетом преобладающих и прогнозируемых условий развития отрасли и конкуренции в ней является важнейшей аналитической задачей. Руководство компании должно знать отрасль достаточно хорошо, чтобы понять, что является более, а что менее значимым для победы в конкурентной борьбе. Критические факторы успеха в разных отраслях различны. Кроме того, они со временем могут меняться в одной и той же отрасли под влиянием изменений общей ситуации в ней. Перечислим основные типы критических факторов успеха.

Факторы, зависящие от технологии:

  • качество проводимых научных исследований (особенно важно в высокотехнологичных отраслях);
  • возможность инноваций в производственном процессе;
  • возможность разработки новых товаров;
  • степень овладения существующими технологиями.
  • Факторы, относящиеся к производству:

  • низкая себестоимость продукции (достижение экономии за счет масштабов производства и т. д.);
  • качество продукции (снижение числа дефектов, уменьшение потребности в ремонте);
  • высокая степень использования производственных мощностей (важно в капиталоемких отраслях);
  • выгодное местонахождение предприятия, приводящее к экономии на издержках транспортировки;
  • доступ к квалифицированной рабочей силе;
  • высокая производительность труда (важно для трудоемких отраслей);
  • возможность изготовления большого количества моделей продукции разных размеров;
  • возможность выполнения заказов потребителей.
  • Факторы, относящиеся к реализации продукции:

  • широкая сеть оптовых дистрибьюторов/дилеров;
  • широкий доступ/присутствие в точках розничной торговли;
  • наличие точек розничной торговли, принадлежащих компании;
  • низкие расходы по реализации;
  • скорая доставка.
  • Факторы, относящиеся к маркетингу:

  • доступная для клиентов система технической помощи при покупке и использовании продукции;
  • аккуратное исполнение заказов покупателей (небольшое число ошибок и возвратов);
  • разнообразие моделей/видов продукции;
  • искусство продаж;
  • привлекательный дизайн/упаковка;
  • гарантии для покупателей (важны при заказах по почте, реализации новых продуктов).
  • Факторы, относящиеся к профессиональным навыкам:

  • особый талант (очень важен при оказании профессиональных услуг);
  • ноу-хау в области контроля за качеством;
  • компетентность в области дизайна (особенно важна в текстильной промышленности);
  • степень овладения (знание) определенной технологией;
  • способность (умение) создавать эффективную рекламу;
  • способность быстро переводить промышленные товары из стадии разработки в промышленное производство.
  • Факторы, связанные с организационными возможностями:

  • уровень информационных систем;
  • способность быстро реагировать на изменяющуюся рыночную ситуацию (хорошо отлаженный процесс принятия решений, требуется немного времени для вывода новых товаров на рынок);
  • большой опыт и ноу-хау в области менеджмента.
  • Прочие факторы:

  • благоприятный имидж/ репутация компании у покупателей;
  • общие низкие затраты (не только производственные);
  • выгодное расположение (особенно важно для розничной торговли);
  • приятные в общении, доброжелательные служащие;
  • доступ на финансовые рынки (особенно важен для молодых компаний, работающих в рискованных или капиталоемких отраслях);
  • наличие патентов.