Навигация по сайту

5.7. Обратная связь

Для ее эффективной реализации любой стратегии требуется постоянный контроль процесса. Иными словами, глядя в будущее, нам все время необходимо оглядываться в прошлое, чтобы убедиться, что принятые решения не только успешно претворяются в жизнь, но и по-прежнему имеют смысл в постоянно меняющихся условиях. Неуспех многих организаций был предопределен тем, что планирование их стратегий осуществлялось на основании условия неизменности окружающей среды и самой компании. В самом деле, часто формулирование стратегии — некий «одноразовый» процесс, когда высшее руководство определяет направление развития, составляет планы, задачи подразделениям, достигает общего видения будущего как организации в целом, так и каждой структурной единицы. После этого, как считают некоторые руководители, о стратегии можно на некоторое время забыть, всецело отдавшись выполнению ранее намеченных планов.

Функция обратной связи в такой ситуации — отслеживать отклонения развития компании от сформулированных ранее показателей. Например, если руководством определена стратегическая цель — время отгрузки товара должно быть не больше двух дней, то в случае увеличения этого времени должны быть приняты соответствующие меры для преодоления отклонений, такие как дополнительное обучение персонала или автоматизация склада. Такой сценарий реализации обратной связи называется «обратная связь с одной петлей» (см. рис. 5.5). При использовании обратной связи с одной петлей информация, поступающая по каналам обратной связи, используется для корректировки исполнения неизменной стратегии, при этом верность самой стратегии не подвергается сомнению.